Другие журналы

scientific edition of Bauman MSTU

SCIENCE & EDUCATION

Bauman Moscow State Technical University.   El № FS 77 - 48211.   ISSN 1994-0408

Power Engineering

Investigation of interaction of deuterium plasma with tungsten targets
# 12, December 2013
DOI: 10.7463/1213.0669439
A.M. Zimin, V.M Sharapov, S.E. Krivickii, V.S. Kulikauskas
Assessment of retention of hydrogen isotopes in co-deposited films is of great interest for the problem of selecting materials for plasma-facing components of International Thermonuclear Experimental Reactor. The purpose of this work was to study deposition peculiarities of tungsten-deuterium films formed on silicon substrates by sputtering tungsten targets in deuterium plasma of magnetron discharge. Deuterium content in films was determined by the Elastic Recoil Detection method; tungsten concentration was calculated from the measurements of the film’s weight; the film’s thickness was determined by a profilometer. It was established that deuterium content in co-deposited films is comparable with that of tungsten atoms. It was suggested that the retained deuterium is located in the pores formed during the film growth. Increase in the distance between the target and substrate leads to decrease in the deuterium content in the film and subsequently to reduction in film porosity and to growth of its density.
Quantitative estimation of fluorine’s toxic effects on human health when dealing with uranium hexafluoride
# 11, November 2013
DOI: 10.7463/1113.0656704
S.P. Babenko, A.V. Bad'in
In this paper the authors consider how the impact of work chamber atmosphere at a nuclear industry enterprise where uranium hexafluoride is used affects the human body. History of studies in this field was briefly described, and the place of current investigations in these studies was indicated. This work deals with a model for calculating deposition of fluorine in the human body. In this paper quantitative relationship between concentration of uranium hexafluoride molecules in the air of a factory shop and the mass of fluorine deposited in the human body was obtained on the basis of mathematical simulation methods. A technique for determining the specified relationship was presented. Calculations were performed within the framework of a model which describes pollution of a work chamber atmosphere and penetration of toxic substances into the human body. This paper presents results for two injection methods — percutaneous (through the skin) and inhalation (through the respiratory system), and for two modes of air pollution — emergency release and technological outputs under conditions of daily industrial activity. The calculated injections were compared with experimental data; such injections lead to irreversible changes in the human body. Conclusions on possible medical care for victims were drawn.
Ensuring safety in factory shops under conditions of technological emissions of uranium hexafluoride
# 12, December 2013
DOI: 10.7463/1213.0625484
S.P. Babenko, A.V. Bad'in
This paper presents a review of literature and original methods for solving tasks of ensuring safety in factory shops at factories of nuclear industry that use uranium hexafluoride. The authors consider theoretical models of air pollution in factory shops with gaseous uranium hexafluoride and its hydrolysis products, settling of these products on factory surfaces, inhalation and percutaneous penetration of these products into human body. Capabilities of these models and some results of the calculations were described. This article was intended for publication in the journal "Science and Education: Electronic Scientific and Technical Periodical”.
Excitement of turbulence fluctuations by a drift wave in plasma flows with non-uniform velocity
# 09, September 2013
DOI: 10.7463/0913.0620533
V.I. Hvesyuk, D.N. Karbyshev
In this work processes of formation of the drift turbulence in plasma with regard to existence condition of H‑mode were investigated for the first time. An effect of the drift wave of finite magnitude on plasma was considered. Influence of a poloidal plasma flow with linear velocity distribution vy(x) = Cx on a drift wave was also taken into account. A model was proposed and a program was developed for calculating the perturbations’ characteristics, which occur as a result of the specified influence. Dependencies of average values of plasma density fluctuations on the shear of velocity C and the growth rate of a drift wave γ were also obtained.
Calculation method for non-stationary heating of nano-structures
# 09, September 2013
DOI: 10.7463/0913.0617255
D.A. Vorob'ev, V.I. Hvesyuk
A non-stationary process of heat transfer in an insulated ordered multilayer nanostructure with specified initial temperature distribution was considered in the article. The structure consists of 1000 alternating layers of AlAs and GaAs. A heat transfer process model based on heat balance of a single layer was described in this paper. This model was used for heat transfer computations in ordered binary multilayer nanostructures for the first time. A process of heat transfer was investigated at different time moments, with different thicknesses of layers and heat resistances of interfaces. A case of deviation of periodicity in the structure was considered.
Numerical and experimental study of a supersonic separated turbulent flow and local heat transfer in a flat channel with sudden expansion.
# 09, September 2013
DOI: 10.7463/0913.0605814
V.V. Nosatov, P.A. Semenev
In this paper the authors present results of their numerical and experimental study of a supersonic separated flow and heat transfer in a flat channel with a sudden one-sided expansion at Mach number М  3 and with the presence of a turbulent boundary layer before separation. The numerical model was based on RANS (Reynolds Average Navier – Stokes Equations) with k-ω, k-ε and Spalart – Allmaras turbulence models. Computational fields of main gas-dynamic parameters in a stepped channel were also given. Comparison of numerical distributions with experimental data for wall pressure and heat-transfer coefficient downstream of a bench was carried out. A correlation analysis of the obtained velocity fields, wall pressure and friction, heat transfer coefficient in the area of separation and reattachment of turbulent boundary layer was also conducted.
Arc-flash processes during single-phase faults in single-phase shielded cables
# 05, May 2013
DOI: 10.7463/0513.0598819
A.A. Antonov, Yu.P. Gusev
The aim of this research is to enhance reliability of power grids with single-phase shielded cables by preventing transition from a single-phase fault to a line-to-line short circuit. Arc-flash processes during a single-phase fault and sheath failure were analyzed in this study. Maximum duration of single-phase faults and its dependence on the method of cable installation were determined. The results of the study are important for estimating failure effects of single-phase faults on cables, for reducing maintenance and restoration costs of cable network. A mathematical simulation of electromagnetic and heat transient processes in a single-phase fault point was carried out using ELCUT software. The accuracy of the model was proved by a number of laboratory experiments with arcing short circuits. It was established that a single-phase fault transforms into a line-to-line short circuit for several seconds in case of a triangle configuration of three single-phase shielded cables with no gap between them. In order to prevent this process it was recommended to apply single-phase shielded cables of 6 – 35 kV to grids with low-resistance neutral grounding and with fast single phase-to-earth faults.
Estimating the influence of current limiting coil’s properties on transient recovery voltages at contacts of a high-tension switch in case of fault currents’ cut-off
# 07, July 2013
DOI: 10.7463/0713.0593546
M.S. Volkov, Yu.P. Gusev
One way to reduce fault currents in a high-voltage power network is application of current limiting coils. However, mounting of current limiting coils influences transient processes in case of short circuits. Rates of transient recovery voltage development at the contacts of a switch in case of commutation in circuits with current limiting coils exceed permissible values. In order to break a circuit successfully, it is required that the rate of recovery voltage in a switch circuit should not exceed the limiting normalized values permissible for the specified switch type. This paper considers the influence of current limiting coils’ properties, such as inductivity and natural resonance frequency, on transient recovery voltages.
Application of above-critical carbon-dioxide cycles in industrial heat recycling facilities
# 02, February 2013
DOI: 10.7463/0213.0533901
I.G. Surovcev, A.N. Arbekov
The authors consider schemes of gas turbine power units with above-critical carbon dioxide parameters designed for industrial heat recycling at manufacturing enterprises or gas turbine electric power stations. An approach to selection of such schemes was formulated and justified. The authors propose multi-threaded variants of heat schemes for recycling facilities which allow to increase the coefficient of heat usage. Thermo dynamic cycles of carbon-dioxide above-critical gas turbine devices were investigated for the proposed schemes. Possibility of significant increase in the degree of utilized heat, up to 2/3 of the total amount of disposed heat, was demonstrated.
Experimental study of parameters of surfaces coated with regular relief
# 01, January 2013
DOI: 10.7463/0113.0532996
S.A. Burtsev, V.K. Vasil'ev, Yu.A. Vinogradov, N.A. Kiselev, A.A. Titov
This article presents an analysis of published data on numerical and physical (experimental) study of thermal-hydraulic characteristics of different methods of heat exchange vortical enhancement. It is shown that the most effective is the use of heat exchange surfaces coatedwith regular relief (holes) which have a simple production technology combined with high thermal-hydraulic characteristics. The authors present a modernized test bench that allows, in a single experiment, to determine resistance and heat exchange parameters for two plates which are parallel to each other (smooth plates and plates coated with regular relief). In this case, resistance is determined by "weighing" on tensometric scales, and parameters are determined by a time-dependent heat exchange method using thermal imaging equipment. The authors present data of an experimental study of two types of heating surfaces. It is shown that surfaces with oval holes have a large (20-35%) resistance than surfaces with hemispherical holes.
Comparative analysis of parameters and characteristics of different power plant schemes with an additional remote propfan
# 12, December 2012
DOI: 10.7463/1212.0511469
Yu.A. Ezrohi, S.M. Kalenskii, A.S. Polev, A.S. Drygin, P.A. Ryabov
The authors made an assessment of economic and mass-overall characteristics of a power plant in a long distance aircraft using cryogenic fuel. The scheme consists of two dual-flow turbojet engines and a remote propfan mounted in the rear fuselage the thrust of which compensates aerodynamic resistance of the fuselage. The authors examined five design maps of the remote propfan drive, including the schemes using a fuel cell power plant. They estimated characteristics of these schemes at different levels of power ratio of cruise engines and the external propfan. A comparative analysis of the mechanical, electrical and gas-dynamic drive of the remote propfan was made. The authors present conclusions on practical schemes of an integrated circuit power plant and their application.
Study of electromagnetic transients in circuits of small hydroelectric generator voltage
# 12, December 2012
DOI: 10.7463/1212.0506066
Yu.P. Gusev, A.A. Omokeeva
 Currently, operation experience of vacuum and gas-insulated circuit breakers substituting oil ones in the  chain "generator - transformer" is not enough. Therefore, in each case, installation of switches of a new generation requires an analysis of the switching processes. For conducting a research, mathematical models of the block scheme for low power hydro-plants and switches of various types among EMTP-RV were created. The authors estimated the levels of overvoltage occurring in switching by power-producing switches for various combinations of parameters of the main equipment unit; they analyzed the influence of parameters and places of installation of overvoltage protection. The main provisions of the research can be used by design organizations for reconstruction of low-power hydro-plants; in preparation of instructions for use of overvoltage protection when overvoltage is caused by commutation of vacuum switches in circuits of power-producing stations.
Prospective solar power tower with gas turbine energy convertor
# 11, November 2012
DOI: 10.7463/1112.0483782
A.E. Ivanov, E.A Manushin
This paper presents research results of schematics, design parameters of prototype combined solar power tower with a gas turbine energy convertor of the power level of 4 MW. Computations of the main components of the power plant (solar receivers, solar tracking system, field of heliostats etc.) which determine its appearance and output parameters were conducted. On this basis design drawings were made. The environmental effect of application of such plants is shown. Estimation of the prospects of using solar tower power plants in Russia is presented.
Alternative ideal cycle of internal-combustion engine
# 08, August 2012
DOI: 10.7463/0812.0475919
A.Yu. Samoilenko
Basing on the harmonic analysis of the indicator diagram, the author proposes a cycle in which pressure varies in a cosine curve. Due to the fact that the second harmonic also contributes to the mean indicated pressure, the author considered the ideal cycle option as the sum of two harmonics. In contrast to conventional cycles, the proposed cycle provides the smallest possible value of the maximum pressure at a given mean indicated pressure. The material of this paper can be used in development of advanced electronic fuel control systems in high-power marine diesel engines.
Simulation of transients and analysis of dynamic stability of synchronous generators under the influence of large perturbations
# 10, October 2012
DOI: 10.7463/1012.0465566
V.N. Enin, A.V. Stepanov
To ensure reliable operation of electric power systems it’s necessary to analyze and evaluate the inventory of dynamic stability of synchronous generators under large perturbations. In this paper the authors consider a methodology for analysis and evaluation of dynamic stability a feature of which is sharing high quality (the method of Lyapunov functions) and numerical methods. The authors propose an approximation method with the use of the interpolation polynomial to reduce computational costs and to carry out more accurate calculation of the critical value of the Lyapunov function. This method can improve accuracy of results to assess dynamic stability and make a more grounded choice of states of power systems and configuration of emergency automation systems.
Suppression of turbulence with linear velocity profile in high-temperature plasma
# 09, September 2012
DOI: 10.7463/0912.0453605
D.N. Karbyshev, V.I. Hvesyuk
The experiment showed effects of growth and destruction of drift waves which are directly responsible for plasma turbulence. As at the linear approximation of such waves the oscillation amplitude in the plasma is assumed to be small; it is impossible to to assess its value. The paper takes into account the amplitude finiteness of the drift wave and considers qualitatively the drift wave instability dynamics at nonlinear approximation. On the basis of this analysis it is shown that the presence of a linear velocity profile leads to wave breaking and suppression of turbulence. The authors obtained different characteristics depending on the nonlinear factor, increment of growth, wavelength, and initial amplitude.
Study of possibility of creating a 10kW two-loop closed gas turbine power plant
# 07, July 2012
DOI: 10.7463/0712.0432244
A.N. Arbekov, B.B. Novickii, N.F. Kolosov
This paper presents the results of optimization of a closed Brayton cycle gas turbine power plant with capacity of 10 kW with an electric heater as a heat source. The authors present the results of calculations of assemblies and units included in the model sample of the closed two-loop gas turbine power plant. Analysis of design and arrangement solution required for optimal location of the model sample in the limited dimensions of the room was carried out. Various configuration solutions are also included in the article.
Experimental study of the characteristics of the small-scale centrifugal-flow compressor
# 08, August 2012
DOI: 10.7463/0812.0432308
A.N. Arbekov, B.B. Novickii
This work describes an experimental study of the stage of a small-scale centrifugal-flow compressor which is necessary for development and improvement of closed gas turbine trigeneration. This trigeneration implements a combination of direct and inverse Brayton cycles and can simultaneously generate electricity, heat and cold for air conditioning needs. The scheme of the stand, method of determination of key parameters and relations needed to assess the characteristics of the compressor were also described in this work. The comparison of calculated characteristics of the stage with experimental data was carried out.
Investigation of characteristics of high-compact plate-fin heat-exchange surfaces with shifted fin
# 06, June 2012
DOI: 10.7463/0612.0431788
K.S. Egorov, N.L. Schegolev
The article presents a research problem of heat and hydraulic characteristics of high-compact plate-fin heat-exchange surfaces. These heat-exchange surfaces are widely used in aerospace applications, space and renewable power generation. The experimental facility and measurement routine are described. The experimental facility has a closed loop, which allows to use it for different working mediums (air, mixtures of inert gases etc.). A transient method of heat research was used. The experimental data for BMSTU №9 surface in the range of Reynolds numbers from 100 to 700 for air is given in the article. Obtained experimental data was compared with the data of Kays and London for surface №104.
77-30569/381537 Preliminary research of characteristics of various implementations of hybrid turbofan engines for short- and medium-haul aircrafts
# 03, March 2012
Yu.A. Ezrohi, S.M. Kalenskii, A.S. Polev, A.S. Drygin
 Existent estimation procedure for tractive-economical and mass-dimensional characteristics of turbofan engines was improved. The authors consider two schemes of hybrid turbofan engines with additional power input to fan spindle from an electric motor supplied with accumulators or fuel elements. For the first time in Russia characteristics of these schemes were evaluated at different capacity ratios of the fan drive between a low-pressure turbine and an electric drive. The authors present the results of thermodynamic calculations, speed and throttle characteristics of hybrid turbofan engines of both schemes. Conclusions were made on reasonable ranges of capacity ratios between the low-pressure turbine and the electric drive which are used for the fan drive.
 
SEARCH
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
Photos
 
Events
 
News



Authors
Press-releases
Library
Conferences
About Project
Rambler's Top100
Phone: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2019 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Phone: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)

Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Энергетика

Исследование взаимодействия дейтериевой плазмы с вольфрамовыми мишенями
# 12, декабрь 2013
DOI: 10.7463/1213.0669439
Зимин А. М., Шарапов В. М., Кривицкий С. Е., Куликаускас В. С.
Работа посвящена исследованию особенностей формирования тонких вольфрамовых плёнок, образующихся в результате распыления вольфрамовой мишени дейтериевой плазмой магнетронного разряда. Показано, что содержание дейтерия в плёнке сравнимо с концентрацией осаждённых атомов вольфрама. Захваченный дейтерий находится в порах, формируемых в процессе роста поверхностного слоя. Расстояние между распыляемой мишенью и подложкой, на которой формируется плёнка, является важным параметром, определяющим характеристики плёнок. При увеличении этого расстояния уменьшается количество соосаждённого дейтерия, что приводит к уменьшению пористости и увеличению плотности плёнок.
Количественная оценка токсического воздействия фтора на человека при работе с гексафторидом урана
# 11, ноябрь 2013
DOI: 10.7463/1113.0656704
Бабенко С. П., Бадьин А. В.
В настоящей работе рассматривается влияние на организм человека атмосферы рабочего помещения на предприятии атомной промышленности, где используется газообразный гексафторид урана. Коротко описана история исследований по этой тематике и указано место в этих исследованиях модели, использованной авторами для расчета депонирования фтора в организме. В настоящей работе на основе методов математического моделирования получена количественная связь между концентрацией молекул гексафторида урана в воздухе рабочего помещения и массой фтора, депонированного в организме человека. Приведена методика установления упомянутой связи. Расчеты проводились в рамках модели, описывающей загрязнение производственного помещения и проникновение токсичных веществ в организм. В настоящей работе приведены результаты для двух способов поступления — перкутанного (через кожу) и ингаляционного (через дыхательную систему) и для двух режимов загрязнения воздуха рабочего помещения гексафторидом урана — аварийного выброса и технологических выходов в условиях повседневной производственной деятельности. Проведено сравнение рассчитанных поступлений с экспериментально определяемыми поступлениями, приводящими к необратимым изменениям в организме человека. Сделаны выводы относительно возможной медицинской помощи пострадавшим.
Обеспечение безопасности труда в рабочих помещениях в условиях технологических выбросов гексафторида урана
# 12, декабрь 2013
DOI: 10.7463/1213.0625484
Бабенко С. П., Бадьин А. В.
В данной работе проведён обзор литературных и оригинальных методов решения задач по обеспечению безопасности труда в рабочих помещениях на предприятиях ядерной энергетики, использующих гексафторид урана. Описаны теоретические модели загрязнения атмосферы рабочего помещения газообразным гексафторидом урана и продуктами его гидролиза, оседания этих продуктов на производственные поверхности, перкутанного и ингаляционного проникновения их в организм человека. Описаны возможности указанных моделей и приведены некоторые результаты расчётов. Статья предназначена для публикации в журнале «Наука и образование: электронное научно-техническое издание».
Возбуждение турбулентных флуктуаций дрейфовой волной в потоках плазмы с неоднородной скоростью
# 09, сентябрь 2013
DOI: 10.7463/0913.0620533
Хвесюк В. И., Карбушев Д. Н.
В работе впервые исследуются процессы формирования дрейфовой турбулентности плазмы применительно к условиям существования H‑моды. Рассматривается воздействие дрейфовой волны конечной амплитуды на плазму. Учтено воздействие на дрейфовую волну полоидального потока плазмы с линейным распределением скорости vy(x) = Cx. Предложена модель и разработан код для расчёта характеристик возмущений, возникающих в результате такого воздействия. Получены зависимости значений средних флуктуаций плотности плазмы от величины шира скорости C и инкремента нарастания амплитуды дрейфовой волны γ.
Метод расчета нестационарного нагрева наноструктур
# 09, сентябрь 2013
DOI: 10.7463/0913.0617255
Воробьев Д. А., Хвесюк В. И.
Рассмотрен процесс нестационарного теплопереноса в упорядоченной многослойной наноструктуре с заданным начальным распределением температуры и теплоизолированными внешними границами. Структура состоит из 1000 последовательно чередующихся слоев AlAs и GaAs. В работе дано описание расчетной схемы, построенной на тепловом балансе отдельно взятого слоя. Подобная расчетная схема впервые применена для описания теплопереноса в упорядоченных бинарных многослойных наноструктурах. Исследование теплопереноса произведено при различных временах расчета, толщинах слоев и сопротивлениях интерфейсов. Рассмотрен случай отклонения наличия в структуре отклонения от периодичности.
Расчетно–экспериментальное исследование сверхзвукового турбулентного отрывного течения и локальной теплоотдачи в плоском канале с внезапным расширением
# 09, сентябрь 2013
DOI: 10.7463/0913.0605814
Носатов В. В., Семенёв П. А.
Представлены результаты численного и экспериментального исследования сверхзвукового отрывного течения и теплообмена в плоском канале с внезапным односторонним расширением при числе Маха М ≈3  и наличии турбулентного пограничного слоя перед отрывом со ступеньки. В математической модели использовались осредненные по Рейнольдсу уравнения Навье - Стокса, дополненные в различных вариантах расчета моделями турбулентности k- ω , k- ε и Spalart - Allmaras. Представлены расчетные поля газодинамических параметров в ступенчатом канале. Проведено сравнение расчетных и экспериментальных распределений давления на стенке и коэффициента теплоотдачи за уступом. Выполнен анализ пространственной корреляции полученных полей скорости, поверхностного давления и трения, а также коэффициента теплоотдачи в области отрыва и присоединения пограничного слоя.
Электродуговые процессы при однофазных замыканиях в пофазно-экранированных кабелях
# 05, май 2013
DOI: 10.7463/0513.0598819
Антонов А. А., Гусев Ю. П.
Цель работы – повышение надежности работы электрических сетей с пофазно-экранированными кабелями путем предотвращения перехода однофазных замыканий в междуфазные. В работе проанализированы электродуговые процессы при повреждении жильной изоляции и прожоге экранов кабелей. Определена предельно допустимая продолжительность однофазных замыканий, зависимость ее от способа прокладки кабелей. Результаты работы позволяют учитывать влияние емкостных токов на тяжесть повреждений кабелей и снижать издержки на восстановление поврежденных участков кабельных линий. Основные результаты работы получены с помощью математического моделирования электромагнитных и тепловых процессов в месте однофазного замыкания на землю в программе ELCUT . Достоверность модели оценивалась на основе сопоставления расчетных данных с результатами натурных экспериментов. Установлено, что при прокладке кабелей вплотную треугольником однофазное замыкание на землю может становиться междуфазным коротким замыканием за несколько секунд. Для предотвращения процесса рекомендовано одножильные пофазно-экранированные кабели 6-35 кВ применять только в сетях с низкоомным резистивным заземлением нейтрали и быстродействующим отключением однофазных замыканий на землю.
Оценка влияния характеристик токоограничивающего реактора на переходные восстанавливающиеся напряжения на контактах высоковольтного выключателя при отключении токов короткого замыкания
# 07, июль 2013
DOI: 10.7463/0713.0593546
Волков М. С., Гусев Ю. П.
Одним из способов снижения токов короткого замыкания в сетях высокого напряжения является применение токоограничивающих реакторов.  Однако установка токоограничивающих реакторов оказывает влияние на переходные процессы при коротких замыканиях. Скорости нарастания переходных восстанавливающихся напряжений на контактах выключателя при коммутациях в цепях с токоограничивающими реакторами превышают допустимые значения. Для успешного отключения тока короткого замыкания требуется, чтобы скорость восстанавливающегося напряжения в цепи установки выключателя не превышала предельных нормированных значений, допустимых для данного типа выключателя. В данной статье рассматривается влияние характеристик токоограничивающих реакторов, таких как индуктивность и собственная резонансная частота, на переходные восстанавливающиеся напряжения.
Применение сверхкритических углекислотных циклов в установках по утилизации промышленной теплоты
# 02, февраль 2013
DOI: 10.7463/0213.0533901
Суровцев И. Г., Арбеков А. Н.
Рассмотрены схемы газотурбинных установок со сверхкритическими параметрами углекислого газа, предназначенных для утилизации тепловых сбросов промышленных предприятий или газотурбинных электростанций. Сформулирован и обоснован подход к выбору схемы утилизационной установки. Предложены многопоточные варианты тепловых схем утилизационных газотурбинных установок, позволяющие повысить коэффициент использования теплоты. Исследованы термодинамические циклы углекислотных сверхкритических газотурбинных установок, предлагаемых схем. Показана возможность значительного увеличения доли утилизации (до 2/3) от теплоты, сбрасываемой промышленным предприятием.
Экспериментальное исследование характеристик поверхностей, покрытых регулярным рельефом
# 01, январь 2013
DOI: 10.7463/0113.0532996
Бурцев С. А., Васильев В. К., Виноградов Ю. А., Киселёв Н. А., Титов А. А.
В данной работе выполнен анализ литературных данных по численному и физическому (экспериментальному) исследованию теплогидравлических характеристик различных способов вихревой интенсификации теплообмена. Показано, что наиболее эффективным является использование поверхностей теплообмена, покрытых регулярным рельефом (лунками), у которых простая технология производства сочетаются с высокими теплогидравлическими характеристиками. Представлена модернизированная схема экспериментального стенда, позволяющего в рамках одного эксперимента проводить определение сопротивления и параметров теплообмена для двух пластин, установленных параллельно (гладкой пластины и пластины, покрытой регулярным рельефом). При этом сопротивление определяется методом «взвешивания» на тензометрических весах, а параметры теплообмена определяются нестационарным методом при помощи тепловизионного оборудования. Представлены данные экспериментального исследования 2 типов теплообменных поверхностей. Показано, что поверхности с овальными лунками обладают большим (на 20-35%) сопротивлением, чем поверхности с полусферическими лунками.
Сравнительный анализ параметров и характеристик различных схем силовой установки с дополнительным выносным винтовентилятором
# 12, декабрь 2012
DOI: 10.7463/1212.0511469
Эзрохи Ю. А., Каленский С. М., Полев А. С., Дрыгин А. С., Рябов П. А.
Произведена оценка тягово-экономических и массово-габаритных характеристик силовой установки дальнемагистрального самолета на криогенном топливе. В схему рассматриваемой интегрированной силовой установкой входят два маршевых двухконтурных турбореактивных двигателя и установленный в хвостовой части фюзеляжа выносной винтовентилятор, тяга которого компенсирует аэродинамическое сопротивление фюзеляжа. Рассмотрены пять конструктивных схем привода выносного винтовентилятора,  включая схемы с использованием энергоустановок на топливных элементах. Выполнены оценки характеристик этих схем при различном уровне соотношения мощностей маршевых двигателей и выносного винтовентилятора. Проведен сравнительный анализ механического, электрического и газодинамического привода выносного винтовентилятора. Сделаны выводы о целесообразных схемах интегрированной силовой установки и области их применения.
Исследование электромагнитных переходных процессов в цепях генераторного напряжения малых ГЭС
# 12, декабрь 2012
DOI: 10.7463/1212.0506066
Гусев Ю. П., Омокеева А. А.
В настоящее время опыт эксплуатации вакуумных и элегазовых выключателей заменяющие маломасляные в цепи «генератор - трансформатор» недостаточен. Поэтому в каждом конкретном случае установка выключателей нового поколения требует проведения анализа коммутационных процессов. Для проведения исследований созданы математические модели блочной схемы ГЭС малой мощности и выключателей различного типа в среде EMTP-RV . Проведены оценка уровней перенапряжений возникающих при коммутациях генераторными выключателями при различном сочетании параметров основного оборудования блока, анализ влияния параметров и место установки средств защит от перенапряжений. Основные положения исследований могут быть использованы проектными организациями при реконструкциях ГЭС малой мощности, при составлении инструкций по применению защитных средств от перенапряжений, вызванных коммутациями вакуумными выключателями в цепях генераторного напряжения станций.
Перспективная солнечная энергоустановка башенного типа с газотурбинным преобразователем энергии
# 11, ноябрь 2012
DOI: 10.7463/1112.0483782
Иванов А. Е., Манушин Э. А.
Представлены результаты исследований принципиальных схем, расчетных и конструктивных параметров комбинированной солнечной энергетической установки башенного типа с газотурбинным преобразователем энергии мощностью 4 МВт. Выполнен расчет и разработаны эскизные конструкции основных компонентов, определяющих облик и выходные параметры энергоустановки (солнечных ресиверов, системы слежения за Солнцем, поля гелиостатов и др.). Рассмотрен экологический эффект от внедрения установки. Дана оценка перспектив использования башенных солнечных энергетических установок в России.
Альтернативный эталонный цикл двигателя внутреннего сгорания
# 08, август 2012
DOI: 10.7463/0812.0475919
Самойленко А. Ю.
На основе гармонического анализа индикаторной диаграммы  предложен цикл, давление в котором изменяется по косинусоиде. В связи с тем, что вклад в среднее индикаторное давление вносит   и вторая гармоника,  рассмотрен также вариант эталонного цикла в виде суммы  двух гармоник.  В отличие от известных циклов, в предложенном цикле обеспечивается  наименьшее возможное значение максимального давления при заданном среднем индикаторном давлении. Материалы статьи  могут найти применение при  разработке перспективных  электронных систем управления  топливоподачей в мощных судовых дизелях.
Моделирование переходных процессов и анализ динамической устойчивости синхронных генераторов при воздействии больших возмущений
# 10, октябрь 2012
DOI: 10.7463/1012.0465566
Енин В. Н., Степанов А. В.
Для обеспечения надежного функционирования электроэнергетических систем необходимо производить анализ и оценку запасов динамической устойчивости синхронных генераторов при больших возмущениях. В статье развивается методика анализа и оценки запасов динамической устойчивости, особенностью которой является совместное использование качественных (метод функций Ляпунова) и численных методов. Предлагается аппроксимационный метод с использованием интерполяционного полинома для сокращения вычислительных затрат и более точного вычисления критического значения функции Ляпунова. Эта методика позволяет повысить достоверность получаемых результатов по оценке запаса динамической устойчивости и более обоснованно производить выбор режимов энергосистемы и настройку систем противоаварийной автоматики.
Подавление турбулентности линейным профилем скорости в высокотемпературной плазме
# 09, сентябрь 2012
DOI: 10.7463/0912.0453605
Карбушев Д. Н., Хвесюк В. И.
В экспериментах наблюдаются эффекты роста и разрушения дрейфовых волн, отвечающие напрямую за турбулентность плазмы. Так как при линейном приближении таких волн амплитуда колебаний в плазме принимается малой, оценить ее значение представляется невозможным. В статье учтена конечность амплитуды, и качественно рассмотрена динамика неустойчивости дрейфовой волны при нелинейном приближении. На основе приведённого анализа показано, что наличие линейного профиля скорости приводит к опрокидыванию волны и подавлению турбулентности. Получены различные характеристики в зависимости от нелинейного фактора, инкремента нарастания, длины волны и начальной амплитуды.
Исследование возможности создания макетного образца двухпетлевой замкнутой газотурбинной энергетической установки мощностью 10 кВт
# 07, июль 2012
DOI: 10.7463/0712.0432244
Арбеков А. Н., Новицкий Б. Б., Колосов Н. Ф.
В работе представлены результаты оптимизации цикла замкнутой газотурбинной энергетической установки мощностью 10 кВт, с электрическим нагревателем, используемым в качестве источника теплоты. Приведены результаты расчётов узлов и агрегатов, входящих в состав макетного образца двухпетлевой замкнутой газотурбинной установки. Выполнен анализ конструкции и компоновочных решений, необходимых для оптимального расположения макетного образца в ограниченном по габаритам помещении. Представлены варианты компоновочных решений
Экспериментальное исследование характеристик ступени малоразмерного центробежного компрессора
# 08, август 2012
DOI: 10.7463/0812.0432308
Арбеков А. Н., Новицкий Б. Б.
В работе представлены результаты тестового исследования ступени малоразмерного центробежного компрессора автономной замкнутой газотурбинной установки, работающей на органическом топливе. Приведено описание экспериментального стенда для определения характеристик ступени центробежного компрессора,  методика определения основных параметров компрессора. Выполнено сопоставление расчетных характеристик ступени центробежного компрессора и экспериментальных результатов.
Исследование характеристик высококомпактных пластинчато-ребристых поверхностей теплообмена со смещенным ребром
# 06, июнь 2012
DOI: 10.7463/0612.0431788
Егоров К. С., Щеголев Н. Л.
В работе рассматривается постановка задачи по исследованию теплогидравлических характеристик высококомпактных пластинчато-ребристых поверхностей теплообмена со смещенным ребром. Рассматриваемые поверхности широко применяются в аэрокосмических приложениях, космической и возобновляемой энергетике. Приводится описание экспериментального стенда и методики измерений. Стенд имеет замкнутый контур, что позволяет его использовать для различных рабочих сред (воздух, смеси инертных газов и т.д.). Для определения коэффициента теплоотдачи используется нестационарный метод. В работе приведены данные, полученные для поверхности МВТУ №9 в диапазоне чисел Рейнольдса от 100 до 700 при течении воздуха. Полученные экспериментальные результаты сопоставлены с данными Кэйса и Лондона для поверхности №104.
77-30569/381537 Предварительное исследование характеристик гибридных турбореактивных двухконтурных двигателей различных схем для ближне- и среднемагистральных самолетов
# 03, март 2012
Эзрохи Ю. А., Каленский С. М., Полев А. С., Дрыгин А. С.
Доработана существующая методика оценки тягово-экономических и массогабаритных характеристик турбореактивных двухконтурных двигателей. Рассмотрены две схемы гибридного турбореактивного двухконтурного двигателя с дополнительным подводом мощности на вал вентилятора от электродвигателя с приводом от аккумуляторов или от топливных элементов. Выполнены (впервые в нашей стране) оценки характеристик этих схем при различном уровне соотношения мощностей для привода вентилятора между турбиной низкого давления и электроприводом. Приведены результаты термодинамических расчетов, скоростные и дроссельные характеристики гибридных турбореактивных двухконтурных двигателей обеих схем. Сделаны выводы о целесообразных диапазонах соотношения мощностей между турбиной низкого давления и электроприводом, используемых для привода вентилятора.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2020 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)