Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Педагогические науки

Подразделы:

Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения
# 03, март 2014
Углев В. А., Ковалева Т. М.
Рассматривается процесс формирования индивидуальной учебной программы с применением метода когнитивных карт. Исследуется возможность визуализации и сопровождение траектории обучения при непосредственном общении тьютора и тьюторанта и при работе обучаемого с интеллектуальной автоматизированной обучающей системой (включающей виртуального тьютора). В первом случае рассматривается метод совместного построения учащимся и тьютором личностно-ресурсных карт. Во втором случае рассматривается метод построения когнитивных карт диагностики знаний, автоматически синтезирующих индивидуальную учебную программу и способствующих её сопровождению.
Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности
# 03, март 2014
Симоньянц Р. П.
Рассматриваются проблемы подготовки инженерных кадров для аэрокосмической промышленности. Обсуждаются вопросы, поднятые на международном форуме в Китае (Пекин, сентябрь 2012 г.), в работе которого автор принимал участие. Обобщая опыт работы «отраслевых» факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана и личный опыт 29-летнего руководства работой одного из таких факультетов, автор формулирует основные принципы рационального построения высокоэффективного образовательного процесса с участием передового промышленного предприятия. Главным условием успешной реализации рассматриваемой системы является активное участие предприятия.
О гармонизации логической структуры образовательных стандартов
# 01, январь 2014
DOI: 10.7463/0114.0676435
Добряков А. А., Печников В. П.
Для решения на более высоком методологическом и функциональном уровнях социализации высшего технического образования предлагается гармонизация образовательных стандартов путём введения в  учебный процесс  межпредметных дисциплин, напрямую связанных с обеспечением творческих форм профессиональной деятельности. Особенность таких дисциплин в том, что их логическая структура включает изучение культуры профессионального мышления специалистов или основ мыслительной грамотности на примерах из научно-технических областей знаний. Это позволяет использовать вводимые дисциплины не только для целенаправленного получения технических знаний и формирования необходимого набора профессионально значимых личных качеств, но и широкого спектра ключевых, переносимых в другие области компетенций .
Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
# 12, декабрь 2013
DOI: 10.7463/1213.0658241
доцент, к.т.н. Ярославцева Н. А.
Представлены печатные и электронные учебные пособия, используемые для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху в лаборатории механической обработки резанием, объединяющие между собой материалы для изучения теоретических вопросов, материалы, формирующие навыки практического использования приобретенных знаний, и разнообразные формы самоконтроля и тестирования. Показан общий подход к разработке учебных изданий и их методические особенности. В качестве примера приведен фрагмент из электронного учебного пособия, предназначенного для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями по слуху и помогающего освоить пропущенный учебный материал в условиях отсутствия преподавателя.  
77-48211/593608 Формирование самообразовательной компетентности средствами комплексной системы организации самостоятельной работы студентов
# 07, июль 2013
Поднебесова М. И.
В статье автор затрагивает актуальную проблему способности студентов высших учебных заведений к саморазвитию и самосовершенствованию, основным показателем которой является самообразовательная компетентность. Обосновывает идею о взаимосвязи между самообразовательной компетентностью и процессом самостоятельной работы студентов. Детально рассматривает разработанную комплексную систему организации самостоятельной работы студентов. Автор предлагает внедрение теоретической модели формирования самообразовательной компетентности средствами комплексной системы организации самостоятельной работы студентов в учебный процесс с целью усовершенствования процесса и повышения эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов.
Компетностная модель профессиональной элитарности в сфере техники и технологии.
# 09, сентябрь 2013
DOI: 10.7463/0913.0589246
Авдеева А. П.
В статье отражены результаты эмпирического исследования, направленного на осуществление компетентностного анализа профессиональной элитарности в сфере технике и технологии. Впервые предложена компетентностная модель, разработанная в соответствии с авторской концепцией профессиональной элитарности в сфере техники и технологии. На основе проведенного компетентностного анализа были выделены основные требования, предъявляемые к уровню и качеству профессиональной деятельности элитных специалистов в сфере техники и технологии, целостно характеризующих направленность и способности элитных специалистов технического профиля деятельности. Важнейшим итогом работы явилось выделение трех основных кластеров компетентностей, отражающих специфику  профессиональной элитарности в сфере техники и технологии, включающих психологические особенности предметной деятельности, социально-организационного взаимодействия и межличностного общения.
77-48211/563161 Результаты ЕГЭ и методы повышения успеваемости студентов младших курсов инженерных вузов
# 03, март 2013
профессор Дорофеев А. А.
Выявлены дисциплины, изучении которых на первых курсах требует определенного уровня подготовленности по физике и математике в критериях ЕГЭ. Показана связь успеваемости  с комплексом подготовленности, обучаемости и мотивируемости при должной адекватности применяемых образовательных технологий и инструментария. Отмечена специфическая динамика успеваемости студентов, принятых в вуз по итогам ЕГЭ и через научно-технические олимпиады. Предложены  методы и приемы повышения успеваемости и сохранения контингента студентов младших курсов
77-48211/555888 Студенческие креативные группы и их значение в формировании навыков технического творчества
# 03, март 2013
Потапцев И. С., Бушуева В. В.
Дан анализ особенностей работы студенческих креативных групп с учетом специфики технического университета. В качестве основы использована зарубежная методика организации креативных групп на промышленных предприятиях Франции. Осуществлена существенная корректировка, доработка данной методики применительно к студенческим креативным группам. Рассмотрены две стадии разработки технических задач. Первая включает генерирование новых идей, вторая - их критическая оценка, выявление достоинств и недостатков. Выделены особенности творческого и критического подходов. Их единство необходимо для эффективной деятельности при решении технических проблем. Отмечается значимость формирования у студентов не только творческого, но и критического мышления. Использованы отечественные и зарубежные методы активизации технического творчества. Даны рекомендации по работе студенческих креативных групп.
77-48211/467932 Взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса
# 10, октябрь 2012
Манушин Э. А.
Определены основные проблемы существующей системы образования и пути их решения. Намечены контуры перспективной «опережающей» системы образования и основные направления ее формирования. Одним из направлений является решение проблем фундаментальности образования. При этом адекватной современной науке формой фундаментальности образования становится его коммуникативный, междисциплинарный характер, который приводит к необходимости изменения содержания образовательной и педагогической деятельности. Показано, что для развития творческих способностей студентов оптимальной является структура изучения учебной дисциплины, которая аналогична структуре научного исследования. Выявлена противоречивость подхода к модульному построению образовательных программ. Показаны особенности подготовки специалистов в области наукоемких технологий, необходимость эволюционного перехода от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Приведены примеры взаимодействия фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса, соответствующего предложенной методологии.
77-48211/434860 Образовательная стратегия исследовательского университета как инструмент синергии образовательного и научного пространства России.
# 05, май 2012
Медведев В. Е.
Анализируется роль исследовательских университетов в создании единого образовательного и научного пространства России и реализации современной образовательной парадигмы «образование через всю жизнь». Отмечается недостаточная проработанность проблемы непрерывного образования в последипломный период работы специалиста в научно-производственных учреждениях. Предлагаются некоторые пути ее решения.
77-48211/434633 Метод и алгоритм диагностики уровня усвоения учебного материала на основе учета семантико-логических взаимосвязей контрольных заданий
# 08, август 2012
Макаров А. В.
В настоящей статье автор анализирует актуальную задачу повышения степени объективированности результатов автоматизированных методов диагностики уровня усвоения учебного материала. Приводит ключевые недостатки существующих и широко применяемых сегодня методов диагностики. Автором выдвигается гипотеза о необходимости учета в методе диагностики семантико-логических взаимосвязей между контрольными заданиями и приводится модель контрольно-измерительного материала. Определяются формулы расчета количественной оценки качества решения контрольного задания и приводится соответствующий алгоритм ее расчета. На основе результатов выполнения разработанных метода и алгоритма делается вывод о их состоятельности.
77-48211/370538 О целеполагании в образовательном процессе
# 05, май 2012
Архипова Н. В., Медведев В. Е.
Целеполагание является важнейшим этапом при проектировании и реализации образовательного процесса. Анализируется отечественная и зарубежная структура образовательных целей и их иерархическая классификация (таксономия). Отмечается недостаточность воспитательных (аффективных) целей в образовательных программах студентов.
77-30569/362595 Технологии формирования лидерских компетенций у студентов с ограни-ченными возможностями здоровья (из опыта работы МГТУ им. Н.Э. Баумана)
# 04, апрель 2012
директор ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук, доцент. Станевский А. Г., Орешкина О. А., Сафонова Ю. А.
В статье проанализирован и обобщен авторский опыт формирования лидерских компетенций  у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана с нарушенным слухом в специальных программах через специальные циклы дисциплин, социальные практики и проектную деятельность. Рассмотрены ключевые аспекты и технологии реализации Школы лидерства как универсального механизма формирования лидерских качеств применительно к категории   студентов образовательных учреждений ВПО и СПО, имеющих особенности по состоянию здоровья. Предложенный системный подход к формированию лидеров из социально-уязвимого контингента в условиях МГТУ им. Н.Э. Баумана - НИУ техники и технологий - является примером  реализации инновационной формы и содержания инженерного профессионального образования, его высокой гуманизации. Лидерские программы становятся необходимым элементом инженерной подготовки с позиций социальных и управленческих аспектов.
77-30569/360710 Сравнительный анализ систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса
# 04, апрель 2012
Цибизова Т. Ю., Фомичев А. В.
В статье рассмотрены современные проблемы реформирования систем образования в условиях реализации Болонской декларации. На примере Германии и России дан сравнительный анализ трехуровневой системы высшего профессионального образования «бакалавр – магистр – доктор». Рассмотрены основные отличия процессов обучения в университетах Германии. Показано, что на смену традиционной концепции преподавания приходит концепция, которая в первую очередь ориентируется на учащихся и реорганизуется с позиций обучения. Согласно данной концепции, при составлении учебной программы в первую очередь определяются конечные результаты обучения.Сделан вывод о том, что при переходе России на систему высшего образования в соответствии с «Болонским процессом» необходимо проводить реформирование постепенно и осторожно , стремясь сохранить свои образовательные традиции. В центре этого процесса должен находиться студент с его потребностями к обучению.
77-30569/342803 Место профессиональной этики в системе инженерного образования
# 03, март 2012
доцент, к.ф.н. Гаврилина Е. А., Комягин Р. В.
В статье обосновывается важность включения в подготовку высококвалифицированных инженеров курсов, связанных с формированием профессионального этоса. Показано, что в современном мире инженеры часто выступают в качестве лиц, принимающих решения не только в сфере техники и технологий, но и в социальной и политической сферах. Авторы аргументируют опасность технократизма и демонстрируют способы его преодоления в рамках системы высшего технического образования еще на этапе подготовки специалистов.
77-30569/306907 Планирование индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студентов с инвалидностью на всех курсах МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе оказания услуг поддержки для обеспечения доступности образовательных программ технического университета
# 02, февраль 2012
директор ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук, доцент. Станевский А. Г., заместитель по учебной работе директора ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук, доцент. Крикун В. М.
В статье рассмотрены основные услуги поддержки, индивидуально обеспечивающие доступность образовательных программ технического университета для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по слуху. Приведены соотношения и результаты  расчета среднего объема указанных услуг в часах в неделю на одного студента инвалида.
77-30569/303288 Критерии и показатели уровней развития культуры профессионального мышления студентов
# 02, февраль 2012
Матвеева О. С.
В статье обозначена актуальность проблемы развития культуры профессионального мышления студентов; дано определение понятия «культура профессионального мышления», представлены содержательные характеристики, конкретизирующие структуру понятия. Описаны критерии, показатели, методы диагностики; дана характеристика уровней развития культуры профессионального мышления.. Также показаны результаты эксперимента на констатирующем и оценочном этапах опытно-экспериментальной работы.Приведенная в работе программа диагностики позволяет устанавливать уровни развития культуры профессионального мышления студентов. Разработанные критерии и показатели имеют теоретико-практическое значение для дальнейшего изучения проблем профессионального образования.
77-30569/301014 Состояние и развитие исследований по созданию деятельностно ориентированной теории обучения в высшей школе
# 02, февраль 2012
Фокин Ю. Г.
Первое в истории образования совместное рассмотрение всех частей и особенностей деятельностной парадигмы обучения в высшей  школе (концепции,  теории обучения и способов анализа или разработки  конкретного занятия на основе теории). Применение   теории обеспечивается разработанным впервые в практике общеобразовательной и высшей школы Процедурным справочником по реализации деятельностно-ориентированных методов обучения. Библиография авторских работ по всем этапам разработки парадигмы.
77-30569/299700 Системный подход в физическом образовании инженеров
# 02, февраль 2012
Чуев А. С.
В статье предлагается система физических величин и закономерностей, на основе которой возможно системное преподавание различных разделов физики. Автор излагает  размерностные основы построения многоуровневой (многослойной) системы физических величин, описывает принцип обнаружения и визуализации в системе закономерных взаимосвязей, приводит варианты изображений такой системы для трех физических разделов: раздел механики, раздел тепловых и излучательных величин, раздел электромагнитных величин и закономерностей.Наиболее ценным в системе является то, что пользователи системой, зная особенности ее многоуровневого строения и формальные правила обнаружения  закономерных взаимосвязей, могут легко находить связи, выражающие природные закономерности. При этом отпадает необходимость в бездумном зазубривании множества физических формул и становится  бессмысленным «умение выводить» из  одних формул – другие, что зачастую оказывается наиболее сложным и трудным в освоении физики студентами технических вузов.
77-30569/288667 Геометро - графическое образование – первая ступень формирования инженерно-технических кадров нового поколения
# 01, январь 2012
учитель черчения, Центр образования № 1498, г. Москва Анисимова Г. А., Покровская М. В.
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Д. Дидро
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2019 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)