Другие журналы
|
научное издание МГТУ им. Н.Э. БауманаНАУКА и ОБРАЗОВАНИЕИздатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211. ISSN 1994-0408
Педагогические науки
Подразделы:
Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения
# 03, март 2014 Рассматривается процесс формирования индивидуальной учебной программы с применением метода когнитивных карт. Исследуется возможность визуализации и сопровождение траектории обучения при непосредственном общении тьютора и тьюторанта и при работе обучаемого с интеллектуальной автоматизированной обучающей системой (включающей виртуального тьютора). В первом случае рассматривается метод совместного построения учащимся и тьютором личностно-ресурсных карт. Во втором случае рассматривается метод построения когнитивных карт диагностики знаний, автоматически синтезирующих индивидуальную учебную программу и способствующих её сопровождению.
Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности
# 03, март 2014 Рассматриваются проблемы подготовки инженерных кадров для аэрокосмической промышленности. Обсуждаются вопросы, поднятые на международном форуме в Китае (Пекин, сентябрь 2012 г.), в работе которого автор принимал участие. Обобщая опыт работы «отраслевых» факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана и личный опыт 29-летнего руководства работой одного из таких факультетов, автор формулирует основные принципы рационального построения высокоэффективного образовательного процесса с участием передового промышленного предприятия. Главным условием успешной реализации рассматриваемой системы является активное участие предприятия.
О гармонизации логической структуры образовательных стандартов
# 01, январь 2014 DOI: 10.7463/0114.0676435 Для решения на более высоком методологическом и функциональном уровнях социализации высшего технического образования предлагается гармонизация образовательных стандартов путём введения в учебный процесс межпредметных дисциплин, напрямую связанных с обеспечением творческих форм профессиональной деятельности. Особенность таких дисциплин в том, что их логическая структура включает изучение культуры профессионального мышления специалистов или основ мыслительной грамотности на примерах из научно-технических областей знаний. Это позволяет использовать вводимые дисциплины не только для целенаправленного получения технических знаний и формирования необходимого набора профессионально значимых личных качеств, но и широкого спектра ключевых, переносимых в другие области компетенций .
Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
# 12, декабрь 2013 DOI: 10.7463/1213.0658241 Представлены печатные и электронные учебные пособия, используемые для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху в лаборатории механической обработки резанием, объединяющие между собой материалы для изучения теоретических вопросов, материалы, формирующие навыки практического использования приобретенных знаний, и разнообразные формы самоконтроля и тестирования. Показан общий подход к разработке учебных изданий и их методические особенности. В качестве примера приведен фрагмент из электронного учебного пособия, предназначенного для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с ограниченными возможностями по слуху и помогающего освоить пропущенный учебный материал в условиях отсутствия преподавателя.
77-48211/593608 Формирование самообразовательной компетентности средствами комплексной системы организации самостоятельной работы студентов
# 07, июль 2013 В статье автор затрагивает актуальную проблему способности студентов высших учебных заведений к саморазвитию и самосовершенствованию, основным показателем которой является самообразовательная компетентность. Обосновывает идею о взаимосвязи между самообразовательной компетентностью и процессом самостоятельной работы студентов. Детально рассматривает разработанную комплексную систему организации самостоятельной работы студентов. Автор предлагает внедрение теоретической модели формирования самообразовательной компетентности средствами комплексной системы организации самостоятельной работы студентов в учебный процесс с целью усовершенствования процесса и повышения эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов.
Компетностная модель профессиональной элитарности в сфере техники и технологии.
# 09, сентябрь 2013 DOI: 10.7463/0913.0589246 В статье отражены результаты эмпирического исследования, направленного на осуществление компетентностного анализа профессиональной элитарности в сфере технике и технологии. Впервые предложена компетентностная модель, разработанная в соответствии с авторской концепцией профессиональной элитарности в сфере техники и технологии. На основе проведенного компетентностного анализа были выделены основные требования, предъявляемые к уровню и качеству профессиональной деятельности элитных специалистов в сфере техники и технологии, целостно характеризующих направленность и способности элитных специалистов технического профиля деятельности. Важнейшим итогом работы явилось выделение трех основных кластеров компетентностей, отражающих специфику профессиональной элитарности в сфере техники и технологии, включающих психологические особенности предметной деятельности, социально-организационного взаимодействия и межличностного общения.
77-48211/563161 Результаты ЕГЭ и методы повышения успеваемости студентов младших курсов инженерных вузов
# 03, март 2013 Выявлены дисциплины, изучении которых на первых курсах требует определенного уровня подготовленности по физике и математике в критериях ЕГЭ. Показана связь успеваемости с комплексом подготовленности, обучаемости и мотивируемости при должной адекватности применяемых образовательных технологий и инструментария. Отмечена специфическая динамика успеваемости студентов, принятых в вуз по итогам ЕГЭ и через научно-технические олимпиады. Предложены методы и приемы повышения успеваемости и сохранения контингента студентов младших курсов
77-48211/555888 Студенческие креативные группы и их значение в формировании навыков технического творчества
# 03, март 2013 Дан анализ особенностей работы студенческих креативных групп с учетом специфики технического университета. В качестве основы использована зарубежная методика организации креативных групп на промышленных предприятиях Франции. Осуществлена существенная корректировка, доработка данной методики применительно к студенческим креативным группам. Рассмотрены две стадии разработки технических задач. Первая включает генерирование новых идей, вторая - их критическая оценка, выявление достоинств и недостатков. Выделены особенности творческого и критического подходов. Их единство необходимо для эффективной деятельности при решении технических проблем. Отмечается значимость формирования у студентов не только творческого, но и критического мышления. Использованы отечественные и зарубежные методы активизации технического творчества. Даны рекомендации по работе студенческих креативных групп.
77-48211/467932 Взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса
# 10, октябрь 2012 Определены основные проблемы существующей системы образования и пути их решения. Намечены контуры перспективной «опережающей» системы образования и основные направления ее формирования. Одним из направлений является решение проблем фундаментальности образования. При этом адекватной современной науке формой фундаментальности образования становится его коммуникативный, междисциплинарный характер, который приводит к необходимости изменения содержания образовательной и педагогической деятельности. Показано, что для развития творческих способностей студентов оптимальной является структура изучения учебной дисциплины, которая аналогична структуре научного исследования. Выявлена противоречивость подхода к модульному построению образовательных программ. Показаны особенности подготовки специалистов в области наукоемких технологий, необходимость эволюционного перехода от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Приведены примеры взаимодействия фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса, соответствующего предложенной методологии.
77-48211/434860 Образовательная стратегия исследовательского университета как инструмент синергии образовательного и научного пространства России.
# 05, май 2012 Анализируется роль исследовательских университетов в создании единого образовательного и научного пространства России и реализации современной образовательной парадигмы «образование через всю жизнь». Отмечается недостаточная проработанность проблемы непрерывного образования в последипломный период работы специалиста в научно-производственных учреждениях. Предлагаются некоторые пути ее решения.
77-48211/434633 Метод и алгоритм диагностики уровня усвоения учебного материала на основе учета семантико-логических взаимосвязей контрольных заданий
# 08, август 2012 В настоящей статье автор анализирует актуальную задачу повышения степени объективированности результатов автоматизированных методов диагностики уровня усвоения учебного материала. Приводит ключевые недостатки существующих и широко применяемых сегодня методов диагностики. Автором выдвигается гипотеза о необходимости учета в методе диагностики семантико-логических взаимосвязей между контрольными заданиями и приводится модель контрольно-измерительного материала. Определяются формулы расчета количественной оценки качества решения контрольного задания и приводится соответствующий алгоритм ее расчета. На основе результатов выполнения разработанных метода и алгоритма делается вывод о их состоятельности.
77-48211/370538 О целеполагании в образовательном процессе
# 05, май 2012 Целеполагание является важнейшим этапом при проектировании и реализации образовательного процесса. Анализируется отечественная и зарубежная структура образовательных целей и их иерархическая классификация (таксономия). Отмечается недостаточность воспитательных (аффективных) целей в образовательных программах студентов.
77-30569/362595 Технологии формирования лидерских компетенций у студентов с ограни-ченными возможностями здоровья (из опыта работы МГТУ им. Н.Э. Баумана)
# 04, апрель 2012 В статье проанализирован и обобщен авторский опыт формирования лидерских компетенций у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана с нарушенным слухом в специальных программах через специальные циклы дисциплин, социальные практики и проектную деятельность. Рассмотрены ключевые аспекты и технологии реализации Школы лидерства как универсального механизма формирования лидерских качеств применительно к категории студентов образовательных учреждений ВПО и СПО, имеющих особенности по состоянию здоровья. Предложенный системный подход к формированию лидеров из социально-уязвимого контингента в условиях МГТУ им. Н.Э. Баумана - НИУ техники и технологий - является примером реализации инновационной формы и содержания инженерного профессионального образования, его высокой гуманизации. Лидерские программы становятся необходимым элементом инженерной подготовки с позиций социальных и управленческих аспектов.
77-30569/360710 Сравнительный анализ систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса
# 04, апрель 2012 В статье рассмотрены современные проблемы реформирования систем образования в условиях реализации Болонской декларации. На примере Германии и России дан сравнительный анализ трехуровневой системы высшего профессионального образования «бакалавр – магистр – доктор». Рассмотрены основные отличия процессов обучения в университетах Германии. Показано, что на смену традиционной концепции преподавания приходит концепция, которая в первую очередь ориентируется на учащихся и реорганизуется с позиций обучения. Согласно данной концепции, при составлении учебной программы в первую очередь определяются конечные результаты обучения.Сделан вывод о том, что при переходе России на систему высшего образования в соответствии с «Болонским процессом» необходимо проводить реформирование постепенно и осторожно , стремясь сохранить свои образовательные традиции. В центре этого процесса должен находиться студент с его потребностями к обучению.
77-30569/342803 Место профессиональной этики в системе инженерного образования
# 03, март 2012 В статье обосновывается важность включения в подготовку высококвалифицированных инженеров курсов, связанных с формированием профессионального этоса. Показано, что в современном мире инженеры часто выступают в качестве лиц, принимающих решения не только в сфере техники и технологий, но и в социальной и политической сферах. Авторы аргументируют опасность технократизма и демонстрируют способы его преодоления в рамках системы высшего технического образования еще на этапе подготовки специалистов.
77-30569/306907 Планирование индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студентов с инвалидностью на всех курсах МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе оказания услуг поддержки для обеспечения доступности образовательных программ технического университета
# 02, февраль 2012 В статье рассмотрены основные услуги поддержки, индивидуально обеспечивающие доступность образовательных программ технического университета для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по слуху. Приведены соотношения и результаты расчета среднего объема указанных услуг в часах в неделю на одного студента инвалида.
77-30569/303288 Критерии и показатели уровней развития культуры профессионального мышления студентов
# 02, февраль 2012 В статье обозначена актуальность проблемы развития культуры профессионального мышления студентов; дано определение понятия «культура профессионального мышления», представлены содержательные характеристики, конкретизирующие структуру понятия. Описаны критерии, показатели, методы диагностики; дана характеристика уровней развития культуры профессионального мышления.. Также показаны результаты эксперимента на констатирующем и оценочном этапах опытно-экспериментальной работы.Приведенная в работе программа диагностики позволяет устанавливать уровни развития культуры профессионального мышления студентов. Разработанные критерии и показатели имеют теоретико-практическое значение для дальнейшего изучения проблем профессионального образования.
77-30569/301014 Состояние и развитие исследований по созданию деятельностно ориентированной теории обучения в высшей школе
# 02, февраль 2012 Первое в истории образования совместное рассмотрение всех частей и особенностей деятельностной парадигмы обучения в высшей школе (концепции, теории обучения и способов анализа или разработки конкретного занятия на основе теории). Применение теории обеспечивается разработанным впервые в практике общеобразовательной и высшей школы Процедурным справочником по реализации деятельностно-ориентированных методов обучения. Библиография авторских работ по всем этапам разработки парадигмы.
77-30569/299700 Системный подход в физическом образовании инженеров
# 02, февраль 2012 В статье предлагается система физических величин и закономерностей, на основе которой возможно системное преподавание различных разделов физики. Автор излагает размерностные основы построения многоуровневой (многослойной) системы физических величин, описывает принцип обнаружения и визуализации в системе закономерных взаимосвязей, приводит варианты изображений такой системы для трех физических разделов: раздел механики, раздел тепловых и излучательных величин, раздел электромагнитных величин и закономерностей.Наиболее ценным в системе является то, что пользователи системой, зная особенности ее многоуровневого строения и формальные правила обнаружения закономерных взаимосвязей, могут легко находить связи, выражающие природные закономерности. При этом отпадает необходимость в бездумном зазубривании множества физических формул и становится бессмысленным «умение выводить» из одних формул – другие, что зачастую оказывается наиболее сложным и трудным в освоении физики студентами технических вузов.
77-30569/288667 Геометро - графическое образование – первая ступень формирования инженерно-технических кадров нового поколения
# 01, январь 2012 «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Д. Дидро
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|